Пушкарь Д.Ю., Говоров А.В., Раснер П.И., Колонтарев К.Б.

Роль симуляторов в обучении робот-ассистированной хирургии

С момента первого применения роботической хирургической системы в 2000 г. робот-ассистированная технология приобрела широкую популярность по всему миру. К настоящему времени робот-ассистированная техника выполнения многих хирургических вмешательств представляет собой «золотой стандарт» оперативного лечения больных. Это утверждение абсолютно справедливо для робот-ассистированной радикальной простатэктомии. Уже в 2007 г. 68% всех подобных вмешательств были выполнены с помощью системы da Vinci, к 2014 г. этот показатель составил уже 85% (по данным компании-производителя). Это стало возможным благодаря потенциальным общепризнанным преимуществам робот-ассистированной техники выполнения операции, таким как меньшая степень кровопотери, отсутствие необходимости в проведении гемотрансфузии, меньший период восстановления и лучшие функциональные результаты.


Обучение роботической хирургии является сложным комплексным процессом, который требует значимых усилий не только от обучаемого, но и от учителя. Имеют место существенные различия между механизмом обучения открытой, или лапароскопической, операции и ро-

бот-ассистированной технике. Прежде всего это выражается в том, что в первом случае ученик и учитель находятся бок о бок в операционном театре, видя одинаковую картинку операционного поля. При этом учитель может в любой момент остановить выполнение того или иного маневра обучаемым и максимально обеспечить безопасность пациента в период обучения специалиста. Эта особенность не имеет отношения к роботической хирургии. Более того, необходимо принимать во внимание и финансовый аспект. Именно из-за высокой стоимости оперативного вмешательства обучаемый не имеет достаточного количества часов для выполнения самостоятельных манипуляций в ходе проведения реальной хирургической процедуры. Все это стало предпосылками к поиску иных возможностей для обеспечения достаточного времени на выполнение операции в течение периода обучения.

Релевантные публикации