
От тренинга — к практике: опыт детского хирурга-онколога
Робот-ассистированная хирургия уверенно входит в практику детских хирургов, включая специалистов онкологического профиля. Для успешного старта важно не только оборудование, но и качественное обучение — с акцентом на реальные клинические задачи.
Мы поговорили с Алексеем Геннадьевичем Макаровым, детским урологом-андрологом, врачом Ростовской областной детской клинической больницы, который прошёл тренинг ТР100 и поделился своими впечатлениями о структуре курса, ключевых практических аспектах и о том, какие элементы обучения он уже применяет в своей повседневной работе.


1. Какие ключевые практические аспекты тренинга ТР100 оказались для Вас наиболее полезными именно с точки зрения детской онкохирургии?
Особенно ценным в рамках тренинга стало использование животных моделей, что позволило максимально приблизить обучающую среду к реальной операционной практике. Это важно, особенно в контексте детской онкологической хирургии, где каждый технический шаг требует высокой точности. На мой взгляд, важнейшим моментом обучения стало чёткое и детальное разъяснение методики установки троакаров. Учитывая особенности работы с педиатрическими пациентами, корректное расположение портов — это залог безопасности и эффективности вмешательства.
2. Насколько структура тренинга соответствовала Вашим ожиданиям — хватило ли времени на отработку техник, практику на симуляторах?
Организация курса, на мой взгляд, была продумана очень грамотно. Программа составлена таким образом, чтобы быть понятной и полезной даже для тех врачей, кто только начинает знакомство с робот-ассистированной хирургией. Особую благодарность хотел бы выразить нашему инструктору Иржи — его подход к обучению можно назвать академическим. Он уделял внимание не только ключевым моментам, но и множеству, казалось бы, второстепенных деталей, которые на практике играют большую роль. Несмотря на то что тренинг был однодневным, его формат оказался достаточно насыщенным, чтобы заложить уверенную основу для самостоятельного освоения роботической хирургии.
3. Какие элементы тренинга Вы бы хотели внедрить или адаптировать в свою повседневную клиническую работу?
Наибольшее практическое значение, по моему мнению, имеет тщательная отработка техники формирования интракорпоральных узлов, а также правильная постановка рук и выверенность движений за консолью. Эти, казалось бы, технические аспекты напрямую влияют на продолжительность и эффективность операции. Корректное соблюдение техники позволяет оптимизировать время вмешательства и снизить нагрузку на хирурга, что особенно актуально в условиях сложных онкологических операций у детей.
4. Что из формата или содержания тренинга Вы бы особенно рекомендовали будущим участникам?
Тренинг продуман до мелочей — в нём нет избыточных или неактуальных блоков. Каждый его элемент имеет практическую ценность. Поэтому затрудняюсь выделить какой-то один фрагмент — всё обучение целостно и логично выстроено. Могу с полной уверенностью рекомендовать этот тренинг коллегам, которые хотят получить структурированное и практикоориентированное введение в робот-ассистированную хирургию.